НОВЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ

НОВЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». По новому закону будут проводиться проверки, запланированные в 2020 году, но которые начнутся после 1 июля 2021 года.

В новый закон включены новые виды контроля: выездное обследование, выборочный контроль, мониторинговая закупка, инспекционный визит, а также возможность проверяющему задавать вопросы в дистанционном режиме (онлайн).

Проверки по новому закону будут проводиться на основе риск-ориентированного подхода. Законодатели установили шесть категорий риска:

Категории риска Классы опасности Периодичность проведения плановых проверок

  1. Чрезвычайно высокий риск. 1 класс . Не менее 1, но не более 2 проверок в год
  2. Высокий риск . 2 класс . Не менее 1 в 4 года и не более 1 в 2 года
  3. Значительный риск. 3 класс. То же, что и 2-ой класс
  4. Средний риск. 4 класс. Не менее 1 в 6 лет и не более 1 в
  5. Умеренный риск. 5 класс. То же, что и 4-ый класс
  6. Низкий риск. 6 класс. Плановые проверки не проводятся

Внеплановые проверки проводятся независимо от категории риска на следующих основаниях:

  • Проверяющие получили сведения о причинении или угрозе причинения вреда по итогам проверки, от граждан, организаций, СМИ или органов власти.
  • Предприятие попало под параметры индикаторов риска или отклонилось от них.
  • По указанию Президента или Правительства.
  • Проверяющие получили требование прокурора.
  • Истек срок решения по предыдущей проверке.

Чтобы узнать категорию риска предприятия, необходимо отправить запрос в контролирующий орган. В течении 15 дней вам придет ответ с указанием установленной категории риска и обоснованием присвоения данной категории. Предприятие имеет возможность не согласиться с присвоенной ему категорией риска и подать заявление в контролирующий орган о снижении категории риска. К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы согласно ч.6 ст.24 Закона №248-ФЗ.

Категории риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям и вероятность наступления негативных событий, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.

Добросовестность можно повысить при выполнении следующих мероприятий:

  • Наличие сертифицированной системы внутреннего контроля.
  • Реализация мероприятий по снижению риска причинения вреда.
  • Предоставление доступа контролирующей организации к информационным ресурсам предприятия.
  • Добровольная сертификация, подтверждающая уровень безопасности объекта.
  • Независимая оценка (аудит).
  • Заключение добровольных договоров страхования рисков причинения вреда.

Выполнение этих мероприятий не только позволят снизить категорию риска, но жизненно необходимы для предприятий I и II категорий по негативному воздействию на окружающую среду (НВОС). Для них в соответствии с новым законом необходимо иметь в официальном документе перечень отклонений от обязательных требований, на который будут опираться надзорные органы при проведении плановых и внеплановых проверок.

Как ни странно положения нового закона не распространяются на деятельность Федерального экологического оператора и региональных операторов по обращению с ТКО. Неужели законодатели полагают, что их деятельность не может причинить вреда и не нуждается в государственном контроле?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *