Самоокупаемый комплекс безотходной утилизации коммунальных и промышленных отходов

Самоокупаемый комплекс безотходной утилизации коммунальных и промышленных отходов

Актуальность создания безотходных технологий утилизации твердых коммунальных отходов

В настоящее время в нашей стране сортировке подвергается менее 27% твердых коммунальных отходов (ТКО), а перерабатывается около 6,2%. В то же время в национальном проекте «Экология» поставлена амбициозная задача к 2030 году обеспечить 100%-ную сортировку ТКО, а объем отходов, направляемых на захоронение сократить в 2 раза.

Это потребует создания производств по безотходной утилизации ТКО. ГОСТ Р 57701 «Программа в области обращения с отходами» определяет первоочередной задачей создание самоокупаемых ресурсосберегающих технологий обращения с ТКО для определения стратегий инвестирования с целью сокращения полигонного захоронения.

Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является создание комплекса безотходной утилизации ТКО и промышленных отходов. Для его размещения потребуется земельный участок размером 2,5-4,0 га с санитарно-защитной зоной не менее 500 м.

Подготовка участка включает установку забора по периметру, организацию ворот, охраны, весового и дозиметрического контроля, пункта учета автотранспорта, участков мойки и дезинфекции автотранспорта, установку производственных ангаров.

Создание производственного комплекса по безотходной утилизации до 40 тысяч тонн/год ТКО и до 30 тысяч тонн/год промышленных отходов III-IV классов опасности

Производственный комплекс включает в себя следующие участки:

  • Механизированный участок ручной сортировки ТКО до 40 тысяч тонн/год с выделением вторсырья и органической фракции.
  • Участок дробления и прессования вторсырья для последующей реализации.
  • Участок ускоренного компостирования органической фракции ТКО с получением продукции-технического грунта.
  • Участок пиролиза остатков после сортировки ТКО, обеспечивающий полную безотходность технологии. Наряду с остатками от сортировки ТКО, проводится пиролиз производственных отходов IV класса опасности с получением продукции: жидких топлив и пироуглерода.
  • Участок биохимической переработки нефтесодержащих от ходов с получением продукции в виде технического грунта.
  • Участок складирования отходов, вторсырья и продукции.
  • Автотранспортный участок, включающий автомашины, погрузочно-разгрузочную и строительную технику.

Затраты на создание производственного комплекса безотходной переработки коммунальных и производственных отходов составляют 90-160 млн рублей (в зависимости от степени механизации производства). Их можно снизить на 30-40% при аренде части оборудования и автотранспортных средств.

Повышенная устойчивость комплекса к изменению внешних условий

Утилизация наряду с ТКО промышленных отходов III-IV классов опасности( пищевые, нефтесодержащие, отходы пластмасс и др.) не только улучшают финансовые показатели комплекса за счет более высокой стоимости утилизации таких отходов, но и повышают его устойчивость при изменении условий поставки тех или иных отходов, особенно коммунальных. Утилизация ТКО в настоящее время является довольно рискованным мероприятием, что отпугивает многих частных инвесторов. Региональный оператор может построить собственную сортировочную линию и изменить условия поставок ТКО, а то и вовсе прекратить их.

Руководитель Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев обратился в Правительство Российской Федерации о выделении средств за счет экосбора для модернизации российских цементных заводов. Это позволит им использовать отсортированные ТКО в качестве альтернативного топлива, как это происходит в европейских странах. Если это предложение будет реализовано большинство коммунальных отходов будет утилизироваться в цементном производстве (по крайней мере в пределах транспортной доступности от цементных заводов).

В этом случае для производственного комплекса безотходной утилизации коммунальных и производственных отходов можно будет компенсировать выпадающие доходы за счет увеличения приема промышленных отходов. Важно, что это не потребует изменения технологического оборудования и разрешительной документации. Однако, в этом случае необходимо учитывать определенные ограничения со стороны природоохранного законодательства.

Сохранение финансовой эффективности комплекса в условиях законодательных ограничений

Согласно Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 №2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III,IV категорий» большинство видов деятельности с отходами отнесено к I категории, оказывающей значительное негативное воздействие.

Предприятия, относящиеся к I категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) несут очень большие затраты, связанные с разработкой и согласованием комплексного экологического разрешения (КЭР), внедрения наилучших доступных технологий, оборудования всех источников выбросов и сбросов автоматическими средствами учета и передачи контролирующим органам концентраций загрязняющих веществ.

Для того, чтобы избежать этих затрат и сохранить комплекс по безотходной утилизации ТКО и промышленных отходов в II категории НВОС согласно Постановления №2398 придется пойти на некоторые ограничения незначительно снижающие финансовую эффективность:

  • Термической утилизации (пиролизу) подвергаются только отходы IV класса опасности и биологические отходы.
  • Отходы III класса опасности (нефтесодержащие) утилизируются при биохимической переработке с получением технического грунта.
  • Накладываются также ограничения на количество перерабатываемых отходов (приводятся максимальные значения при 24-часовом рабочем дне и 350 рабочих дней в году):

-утилизация отходов III класса опасности- менее 1 т/сутки или менее 350 т/год;

-утилизация биологических отходов- менее 10 т/сутки или менее 3500 т/год;

-термическая переработка отходов IV класса опасности- менее 72 т/сутки или менее 25 200 т/год.

Ограничения по годовой производительности утилизации ТКО не более 40 000 т/год связаны с производительностью сортировочной линии, а также с размером санитарно-защитной зоны (СЗЗ)-500 м согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Увеличение производительности сортировки и утилизации ТКО потребует увеличения СЗЗ в 2 раза, а также возрастет количество отходов, подвергаемых пиролизу. Это сократит возможность приема отходов IV класса опасности и снижению финансовой эффективности.

Если вас заинтересовало это предложение связаться со мной вы можете на странице «Контакты». Полный спектр предложений вы найдете на страницах «Решение экологических проблем» и «Предложения о сотрудничестве».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.