Москва и Московская область переходят к цивилизованной утилизации строительных отходов

Москва и Московская область переходят к цивилизованной утилизации строительных отходов

В Москве и Московской области ежегодно образуется более 50 млн куб.м отходов строительства и сноса, включая загрязненные грунты (ОССиГ). Их утилизация является серьезной проблемой.

С целью максимального использования вторичных ресурсов, содержащихся в строительных отходах (бетон, кирпич, дерево, стекло, черные и цветные металлы и др.), а также недопущения организации несанкционированных свалок Правительство Москвы ввело специальные правила обращения с строительными отходами.

С 1 октября 2020 года в Москве вступил в силу новый порядок обращения с строительными отходами согласно Постановлению Правительства Москвы от 26.08.2020 №1386, а также новый административный регламент «Выдача разрешений на перемещение ОССиГ» (Постановление Правительства Москвы от 26.08.2020 №1387).

Вскоре подобные законодательные шаги предприняла Московская область. 28 декабря 2020 года Правительство Московской области приняло закон «О внесении изменений в закон Московской области «Об отходах производства и потребления», в котором определено понятие отходов строительства и сноса, включая грунты (ОССиГ) и установлены правила грамотного обращения с ними.

Этапы введения новых правил

С 1 марта 2021 года положения этого закона вступили в силу. Согласно этим изменениям вводится обязанность образователей строительных отходов осуществлять их сортировку по видам на местах образования (стройплощадках) для обеспечения последующей переработки.

Для перемещения ОССиГ нужно будет получать специальное разрешение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Электронный талон» (в Москве-в АИС «ОССиГ»). Отходообразователи, отходотранспортировщики и отходополучатели должны быть зарегистрированы в системе в качестве участников процесса обращения с строительными отходами.

С 1 июня 2021 года перемещение строительных отходов без получения разрешения и электронного талона будет запрещено, а все транспортные средства, перевозящие ОССиГ, должны будут использовать систему ГЛОНАС для контроля за их перемещением. Три месяца будут даны на полную отладку этой системы, а уже с 1 сентября 2021 года штрафы за нарушения правил обращения с строительными отходами начнут поступать в автоматическом режиме.

В настоящее время Правительство Московской области рассматривает вопрос об увеличении штрафов (по крайней мере до уровня Москвы, где штраф для юридических лиц за нарушение правил обращения с ОССиГ составляет до 150 тысяч рублей).

Пока идет отладка новой системы обращения с строительными отходами и обсуждаются размеры новых штрафов, Московская область ведет борьбу с нелегальными свалками строительного мусора. Только в прошлом году в Подмосковье было выявлено и ликвидировано 4534 несанкционированные свалки, но проблема сохраняется.

Сегодня штрафы для физических лиц составляют от одной до двух тысяч рублей, а за один рейс самосвала с строительными отходами нарушитель получает от 10 тысяч рублей. Несоразмерность наказания приводит к возникновению новых несанкционированных свалок. Для их предотвращения устанавливаются шлагбаумы на дорогах, ведущих в лес, и ставятся камеры для фиксации нарушений. Однако, только после внедрения системы электронного контроля за обращением с ОССиГ можно ожидать положительного решения этой проблемы.

Москва и Московская область переходят к цивилизованной утилизации строительных отходов
При переработке строительных отходов необходимо использовать ресурсосберегающие технологии переработки с максимальным получением вторичной продукции. Для получения права на утилизацию строительных отходов переработчики, кроме наличия соответствующих лицензий, должны пройти регистрацию в Министерстве экологии Московской области с подтверждением наличия современных ресурсосберегающих технологий и оборудования.

Ресурсосберегающая утилизация строительных отходов

В настоящее время в реестр переработчиков строительных отходов Московской области включено свыше 40 компаний, которые смогут принять и утилизировать весь объем строительных отходов, образующийся в Московском регионе. Каждая площадка приема ОССиГ должна быть оборудована контрольно-измерительными пунктами для измерения весогабаритных параметров принимаемых строительных отходов и видеофиксации номеров транспортных средств. Эта информация в автоматическом режиме будет передаваться в АИС «Электронный талон».

Московский регион явился лидером в переходе на цивилизованные правила утилизации ОССиГ. Со временем они будут распространены на все регионы нашей страны. Уже сейчас подобные проекты начинают готовиться к внедрению в Татарстане, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах России. Ресурсосберегающая утилизация строительных отходов будет одним из первых шагов перехода к экономики замкнутого цикла и будет поэтапно внедряться по всей нашей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *