Переработка строительных отходов будет первым этапом экономики замкнутого цикла
С 2022 года в нашей стране стартовал Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». В нем выделяется 6 основных направлений:
- снижение объемов образования отходов;
- создание инфраструктуры по сбору отходов для вторичной переработки;
- стимулирование использования вторичных ресурсов;
- ограничение использования трудноперерабатываемой упаковки;
- создание автоматизированных систем контроля движения отходов;
- экологическое просвещение.
На реализацию этих мероприятий планируется потратить около 10 млрд рублей. В масштабах всей страны это не очень большая сумма, поэтому на первом этапе будет выбрано наиболее простое направление для реального движения в сторону экономики замкнутого цикла.
Я не знаю планов нашего Правительства, но могу предположить, что на первом этапе это будет переработка строительных отходов. Этому есть несколько предпосылок:
- строительные отходы не содержат опасных компонентов, не обладают неприятными запахами и не выделяют в окружающую среду вредных веществ;
- успешный опыт переработки отходов строительства и сноса в Московском регионе;
- возможность получения высокой доли вторичного сырья при утилизации строительных отходов.
Последнее направление рассмотрим более подробно. При переработке отходов строительства и сноса получают следующие вторичные материалы:
- Бой бетона и железобетона-вторичный щебень для дорожного строительства и производства строительных материалов.
- Бой кирпича-ремонт дорожных покрытий, изготовление бутобетона, отсыпка дорог, наполнитель для бетона.
- Отходы древесины (щепа, опил)-изготовление арболитных блоков, тепло- и звукоизоляционных плит.
- Отсевы от переработки строительных отходов-дорожное строительство, заполнители бетонов, изготовление вибропрессованных изделий.
- Деревянная тара, поддоны, опалубка-вторичное использование по прямому назначению после ремонта.
- Отходы бумаги и картона-производство волокнистых плит, рубероида,
- Отходы рубероида-производство асфальтобетона, кровельных материалов.
Таким образом, отходы строительства и сноса могут быть эффективно переработаны во вторичное сырье, что соответствует принципам экономики замкнутого цикла. Стоимость вторичного сырья в 1,5-2 раза меньше, чем у природных аналогов, а степень переработки может достигать 90-95%.
Этапы внедрения утилизации строительных отходов в нашей стране
Основываясь на успешном опыте внедрения переработки отходов строительства и сноса в Московском регионе можно предположить следующие этапы организации их утилизации в других регионах нашей страны:
- Первоначально будут выбраны отдельные пилотные регионы (области вокруг городов-миллионников с интенсивным строительством, отдельные регионы: Татарстан, Югра и др., активно изучающие опыт Московского региона). В них легче будет создать мощности по переработке строительных отходов. Для организации производства по утилизации строительных отходов с получением вторичного сырья потребуется 110-200 млн рублей (аренда производственного участка, покупка (аренда) спецтехники и автотранспорта, получение лицензии на утилизацию 300-500 видов отходов).
- Сбор данных об объемах образующихся в регионе строительных отходов и мощностях переработчиков отходов. При недостаточной мощности переработчиков необходимо принять меры стимулирования создания таких производств.
- Подготовка и принятие нормативных документов, регулирующих правила обращения с отходами строительства и сноса в регионе (в разных регионах они могут отличаться с учетом местной специфики). Публикация этих материалов со сроками внедрения и разъяснительная работа для всех участников обращения со строительными отходами: строительными организациями, транспортировщиками строительных отходов и переработчиками отходов.
- Составление реестров строительных организаций, переработчиков и транспортировщиков строительных отходов. Оборудование строительных площадок и мест переработки строительных отходов комплексами автоматической фиксации номера автотранспортных средств и массы (или объема) отходов строительства и сноса, включая строительные грунты.
- Создание системы электронного контроля перемещения строительных отходов на площадки переработки, внесенные в реестр переработчиков строительных отходов. Обязательно предусмотреть время (не менее 1 квартала) для отладки функционирования системы до начала взимания штрафов за перемещение отходов строительства и сноса без электронной регистрации.
- Установка камер автоматической фиксации и шлагбаумов у мест возможного несанкционированного размещение строительных отходов. Ввод в действие региональной системы обращения с отходами строительства и сноса.
- Стимулирование использование вторичного сырья, получаемого при переработке строительных отходов.