С 1 марта 2022 года в соответствии с пунктом 1 статьи 14.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, у которых образуются отходы I и II классов опасности осуществляют обращение с ними самостоятельно при наличии мощностей по их обезвреживанию и утилизации или передают их ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) по договорам.
Для заключения договора необходима регистрация образователей отходов в государственной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). Государственный контроль за обращением с наиболее опасными отходами можно только приветствовать, а вот монопольное право на заключение договоров со стороны ФГУП ФЭО вызывает много сомнений. В настоящее время организация не имеет лицензии на обращение с отходами и действующих объектов по их обезвреживанию и утилизации. Они должны быть построены только в 2023-2025 годах. В связи с этим ФГУП ФЭО будет заключать договор, а для его исполнения привлекать лицензированные компании-операторы по обращении с отходами I и II классов опасности из числа зарегистрировавшихся в ФГИС ОПВК. Стоимость услуг операторов будет определяться на основе конкурсных процедур.
Получать доходы, не осуществляя реальной деятельности по обращению с высокотоксичными отходами, пользуясь монопольным положением конечно приятно. Однако, готово ли ФГУП ФЭО нести уголовную ответственность в случае привлечения недобросовестных контрагентов?
Вместо спешки с введением монопольных преимуществ до возможности осуществления собственной деятельности, ФГУП ФЭО целесообразно начать реальное (а не по бумагам) знакомство с компаниями, которые зарегистрировались в ФГИС ОПВК в качестве транспортировщиков и утилизаторов отходов I и II классов опасности. Это поможет наладить рабочую кооперацию, когда будут введены в строй мощности ФГУП ФЭО по обезвреживанию и утилизации высокотоксичных отходов. Также это поможет исключить компании, добросовестность которых вызывает сомнения (ведь цена любой ошибки в обращении с отходами I и II классов опасности может стоить жизни и здоровья людей и значительного ущерба для окружающей среды).
Сейчас в связи неясностью о деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности после 1 марта 2022 года, многие компании, имеющие в лицензии такие отходы, но не специализирующиеся на обращении с ними, не регистрируются в ФГИС ОПВК. Они решили временно отказаться от деятельности с такими отходами и сосредоточиться на утилизации и обезвреживании отходов III-IV классов опасности. Возможно, они войдут в реестр, если увидят нормальную работу в этом направлении. Хотя распределение работ с такими отходами по конкурсам вызывает большие сомнения-как правило, наименьшие цены предлагают компании, работающие с нарушениями.
Непростая жизнь в 2022 году ожидает и предприятия, которые заявят в ФГИС ОПВК о наличии отходов I и II классов опасности. Согласно проекта Распоряжения Правительства РФ о типовом договоре по обращению с отходами I и II классов опасности ФГУП ФЭО может вернуть отходы предприятию в случае ошибок в оформлении заявки или неправильной упаковки отходов (на всех ли предприятиях знают как это правильно делать?). Многие виды отходов могут не найти лицензированных утилизаторов. ФККО постоянно обновляется, а большинство переработчиков не имеют средств для соответствующего переоформления лицензий.
Росприроднадзор согласно действующему законодательству имеет право наложить штрафные санкции при хранении отходов более 11 месяцев. Росприроднадзор не просто имеет право контролировать информацию в ФГИС ОПВК, но и создал специальную группу по работе совместно с ФГУП ФЭО (при необходимости могут подключаться другие службы Росприроднадзора).
При наличии собственных мощностей по обезвреживанию, утилизации или размещению отходов I-II классов опасности предприятия самостоятельно осуществляют обращение с ними. В этом случае предприятие-отходообразователь обязано представить в ФГИС ОПВК информацию о жизненном цикле отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях.
При необходимости могу оказать помощь предприятиям в выборе наиболее эффективных технологий и оборудования для обезвреживания и (или) утилизации отходов I и II классов опасности, разработке подтверждающей документации. Подробнее смотрите страницы «Решение экологических проблем» и «Контакты».