С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». По новому закону будут проводиться проверки, запланированные в 2020 году, но которые начнутся после 1 июля 2021 года.
В новый закон включены новые виды контроля: выездное обследование, выборочный контроль, мониторинговая закупка, инспекционный визит, а также возможность проверяющему задавать вопросы в дистанционном режиме (онлайн).
Проверки по новому закону будут проводиться на основе риск-ориентированного подхода. Законодатели установили шесть категорий риска:
Категории риска Классы опасности Периодичность проведения плановых проверок
- Чрезвычайно высокий риск. 1 класс . Не менее 1, но не более 2 проверок в год
- Высокий риск . 2 класс . Не менее 1 в 4 года и не более 1 в 2 года
- Значительный риск. 3 класс. То же, что и 2-ой класс
- Средний риск. 4 класс. Не менее 1 в 6 лет и не более 1 в
- Умеренный риск. 5 класс. То же, что и 4-ый класс
- Низкий риск. 6 класс. Плановые проверки не проводятся
Внеплановые проверки проводятся независимо от категории риска на следующих основаниях:
- Проверяющие получили сведения о причинении или угрозе причинения вреда по итогам проверки, от граждан, организаций, СМИ или органов власти.
- Предприятие попало под параметры индикаторов риска или отклонилось от них.
- По указанию Президента или Правительства.
- Проверяющие получили требование прокурора.
- Истек срок решения по предыдущей проверке.
Чтобы узнать категорию риска предприятия, необходимо отправить запрос в контролирующий орган. В течении 15 дней вам придет ответ с указанием установленной категории риска и обоснованием присвоения данной категории. Предприятие имеет возможность не согласиться с присвоенной ему категорией риска и подать заявление в контролирующий орган о снижении категории риска. К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы согласно ч.6 ст.24 Закона №248-ФЗ.
Категории риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям и вероятность наступления негативных событий, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.
Добросовестность можно повысить при выполнении следующих мероприятий:
- Наличие сертифицированной системы внутреннего контроля.
- Реализация мероприятий по снижению риска причинения вреда.
- Предоставление доступа контролирующей организации к информационным ресурсам предприятия.
- Добровольная сертификация, подтверждающая уровень безопасности объекта.
- Независимая оценка (аудит).
- Заключение добровольных договоров страхования рисков причинения вреда.
Выполнение этих мероприятий не только позволят снизить категорию риска, но жизненно необходимы для предприятий I и II категорий по негативному воздействию на окружающую среду (НВОС). Для них в соответствии с новым законом необходимо иметь в официальном документе перечень отклонений от обязательных требований, на который будут опираться надзорные органы при проведении плановых и внеплановых проверок.
Как ни странно положения нового закона не распространяются на деятельность Федерального экологического оператора и региональных операторов по обращению с ТКО. Неужели законодатели полагают, что их деятельность не может причинить вреда и не нуждается в государственном контроле?